Блог

Неспецифический язвенный колит

Согласно статистическим данным, теми, или иными заболеваниями желудочно-кишечного тракта страдает около 90% населения. Такая печальная статистика обусловлена различными факторами — характер питания, отрицательное воздействие факторов внешней среды, инфекционные факторы и др. Одними из наиболее распространенных заболеваний ЖКТ являются гастрит, дуоденит, заболевания желчного пузыря и поджелудочной железы. Их основные симптомы в общем известны большинству.

Однако, существуют достаточно редкостные заболевания ЖКТ, к примеру, неспецифический язвенный колит (также язвенный колит, или НЯК), о которых пересечному человеку практически ничего не известно. Согласно статистическим данным, неспецифический язвенный колит регистрируется менее, чем в 1% земного населения, однако, это очень опасное заболевание, которое в 40-60% всех случаев заканчивается летально. Поэтому, чтобы вовремя распознать язвенный колит, следует знать, какие симптомы для него характерны.

Далее в статье расскажем, что такое НЯК, какими признаками отличается и по каким причинам возникает, как проводится диагностика и лечение язвенного колита, а также, какими осложнениями грозит данная патология кишечника.

Что такое неспецифический язвенный колит или НЯК

Что такое язвенный колит? Неспецифический язвенный колит (НЯК) — это воспалительное заболевание толстого кишечника, которое отличается хроническим течением с периодами обострения и затихания симптомов, а также развитием тяжелых местных и системных осложнений. Язвенный колит кишечника — как можно догадаться уже из названия — сопровождается деструкцией слизистой оболочки кишки и образованием язв, которые и представляют основную опасность.

Язвенный колит может затрагивать любые отделы толстого кишечника, однако, прямая кишка будет всегда вовлечена в патологический процесс. Именно в последней происходят первичные изменения слизистой.

Язвенный колит: причины и признаки заболевания

Признаки язвенного колита и причины возникновения

Почему же возникает язвенный колит? Причины возникновения данного заболевания до конца не ясны. Существует множество различных теорий, согласно которым могут запускать язвенный колит причины следующего характера:

• Генетическая предрасположенность.
  • Причиной могут выступать аутоиммунные механизмы.
  • Нарушение гормонального фона, в частности повышение в крови эстрогена.
  • Инфекционные факторы (вирусы и бактерии).
  • Причиной возникновения заболевания кишечника также может быть склонность к аллергиям.
  • Влияние внешних факторов — диеты, курение, частые стрессы.
  • Прием некоторых медикаментозных препаратов (нестероидные противовоспалительные средства, оральные контрацептивы, некоторые гормональные препараты) также может быть причиной возникновения НЯК.

Кроме этого, прослеживается и возрастная тенденция — НЯК возникает преимущественно у молодых людей (20-25 лет), или у лиц более старшего возраста (55-65 лет). Признаки язвенного колита в первое время могут оставаться незамеченными, так как заболевание отличается периодами то обострения, то стихания симптоматики.

Можно выделить следующие характерные признаки язвенного колита:

• Одним из явных признаков является частый жидкий, или кашицеобразный стул с гнойными, кровянистыми, или слизистыми включениями.
  • Частые «ложные», или «императивные» позывы к дефекации.
  • Боли в животе — их локализация зависит непосредственно от локализации патологического процесса и чаще отмечается в левой нижней половине живота.
  • Повышение температуры тела — иногда даже до 39°С.
  • Общая слабость, недомогание, повышенная утомляемость.
  • Признаком также может быть снижение аппетита и потеря массы тела (в некоторых случаях, вплоть до кахексии).
  • Боль в суставах.

Иногда признаки НЯК могут наблюдаться и вне кишечника, например, — кожные высыпания, стоматит, воспалительные процессы в суставах, органах зрения, поражения печени, почек, сердечно-сосудистой системы и др.

Неспецифический язвенный колит: диагностика

Диагностика неспецифического язвенного колита

При НЯК (неспецифический язвенный колит) диагностика предусматривает уточнение анамнестических данных, осмотр больного, а также выполнение дополнительных лабораторных и инструментальных исследований. Итак, в постановке диагноза неспецифического язвенного колита имеют важное значение следующие методы исследования:

• Общий анализ крови — здесь будут наблюдаться воспалительные признаки (повышение лейкоцитов, СОЭ) и анемии (снижение уровня эритроцитов и гемоглобина, увеличение тромбоцитов).
  • Биохимический анализ крови — в нем можно выявить повышение С-реактивного протеина, гамма-глобулинов, ЦИК, Ig G.
  • Колоноскопия — основной метод диагностики язвенного колита. Позволяет исследовать просвет толстого кишечника и детально изучить его слизистую оболочку.
  • Ирригоскопия — позволяет выявить язвы и изменения слизистой.
  • Рентгенологическая диагностика с барием — позволяет увидеть наличие язв, изменение размеров толстого кишечника, сужение его просвета.
  • КТ и МРТ-диагностика.
  • Анализ на скрытую кровь.
  • Копрограмма, бактериологический посев кала.

При таком заболевании, как неспецифический язвенный колит, диагностика должна быть своевременной, так как в обратном случае не избежать осложнений, что нередко могут быть летальными! Поэтому при обнаружении первых признаков НЯК, следует немедленно обратиться к врачу для своевременной диагностики и лечения.

Чем опасен неспецифический язвенный колит, возможные осложнения

Чем опасен язвенный колит и какими осложнениями он грозит? При НЯК (неспецифический язвенный колит) осложнения могут иметь как местный, так и системный характер — все они отличаются значительной тяжестью. Летальный исход — вот, чем опасен язвенный колит! Он наблюдается примерно в 40-60% случаев.

При таком заболевании, как неспецифический язвенный колит, осложнения могут быть следующими:

• Токсический мегаколон — значительное расширение толстого кишечника, вследствие паралича мышечного слоя его стенки. Мегаколон ведет к тяжелой интоксикации организма, истощению и без лечения заканчивается летально.
  • Перфорация стенки толстого кишечника, что может стать причиной перитонита, сепсиса и привести к летальному исходу.
  • Кишечные кровотечения.
  • Трещины в перианальной области, свищи, парапроктит.
  • Сужение просвета толстой кишки.
  • Обезвоживание организма.
  • Рак толстой кишки.

Нередко наблюдаются и внекишечные осложнения — тромбофлебиты, тромбозы, дерматиты, артриты, конъюнктивиты, стоматиты, остеопороз, поражение печени, почек.Неспецифический язвенный колит (НЯК): лечение

Как лечить неспецифический язвенный колит

Как лечить неспецифический язвенный колит — одна из наиболее главных проблем в современной гастроэнтерологии. К сожалению, при таком заболевании, как неспецифический язвенный колит (НЯК) лечение начинается на поздних стадиях, что значительно ухудшает прогноз.

Но даже своевременно начатое комплексное лечение позволяет достичь лишь стойкой ремиссии и улучшить качество жизни пациента. Полное выздоровление — это не про язвенный колит. Как лечить тогда данное заболевание? На сегодняшний день применяется несколько способов, как лечить язвенный колит, а именно:

• Диета.
  • Медикаментозное лечение — иммунодепрессанты, противовоспалительные препараты, антицитокины и симптоматическое лечение (противодиарейные, препараты железа, обезболивающие средства). При тяжелом течении заболевания могут назначаться гормональные препараты.
  • Хирургическое лечение — наиболее эффективный и распространенный метод при заболевании неспецифический язвенный колит (НЯК). Лечение посредством оперативного вмешательства показано при неэффективности консервативной терапии и диеты, а также при развитии осложнений.

Как успешно вылечить язвенный колит в «ОкКлиник»

Как вылечить язвенный колит, знают в клинике «ОкКлиник» в Киеве. Хотя заболевание и является достаточно редким, наши специалисты имели опыт в его лечении и достигли хороших результатов и стойкой ремиссии. Эффективно вылечить язвенный колит в «ОкКлиник» возможно также и благодаря новейшему высокотехничному оборудованию, которое облегчает диагностику и делает ее более точной, а также применению современных подходов к лечению данного заболевания!

0 Комментариев